ема « Оценка. Отметка. Как к ней относиться?»
Цель: Формирование у родителей понятия об особенностях суммативного оценивания и функциях системы оценивания в учебном процессе.
Критерии:
- понимают особенности суммативного оценивания и его преимущества;
- делают выводы о значении оценки.
Оборудование: презентация, рабочие листы, памятки для родителей.
Ход собрания.
Добрый день, уважаемые родители!
Наступил новый этап в учебной деятельности первоклассников, с 3 четверти ваши дети будут получать отметку за достигнутые результаты в обучении.
Кто-то из ребят с нетерпением и радостью ждет этого момента, кто-то испытывает чувство тревоги и страха. Не остаётесь в стороне и вы, родители. Кто-то из вас спокоен и уверен в успехах собственного ребёнка, у кого-то чувство тревоги, что ребёнок наоборот не справится с возложенными на него надеждами.
Именно поэтому, сегодня наша встреча посвящена теме «Оценка. Отметка. Как к ней относиться?».
(Слайд 1)
Эпиграф: «Измени мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них». Марк Аврелий.
(Слайд 2)
2. Основная часть
Упражнение 1.
Перед вами известная картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Попробуйте озвучить данную картину с позиции сегодняшнего дня.
(Слайд 3)
(Заслушиваются несколько вариантов «озвучивания»)
А теперь перенеситесь мысленно в первый класс, ощутите вновь себя школьниками и вспомните свою первую пятёрку или двойку.
-Какие чувства вызывает это воспоминание?
-Как вы думаете, чем вызваны эти чувства?
-Как отреагировали родители на эти отметки?
-Какие чувства вызывает воспоминание о радости или огорчении родителей?
За последнее десятилетие изменилось не только содержание школьного образования, то есть набор тех знаний и умений , которые должен усвоить
ребёнок, но изменилась и сама цель обучения. Сегодня перед учителем стоит задача – не передать ребёнку определённую сумму знаний , умений и навыков, а сформировать такие умения , которые позволят ему успешно учиться в дальнейшем, развивать самостоятельность учебных действий. Все эти изменения влекут за собой и изменение системы оценивания учебных достижений.
В казахстанских школах применяется пятибалльное оценивание, то есть ученику выставляется определённый балл за его работу – отметка.
К сожалению, психологами и педагогами доказано, что традиционная пятибалльная система оценивания несёт в себе ряд недостатков. Отметка не даёт полноценной возможности для формирования у ребёнка такого важного для дальнейшей учёбы качества, как умение самому оценивать результаты своей работы, то есть оценочной самостоятельности. Это качество лежит в основе способности самостоятельно учиться, потому что позволяет понять, что нужно «подтянуть» и что ещё узнать.
Что же стоит за отметками учеников? Всегда ли должны радовать «5» и огорчать «3»? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших детей?
Большинство неудач бывает не только от того, что не принимаются во внимание чувства и эмоции ребёнка, но и от незнания критериев оценивания знаний.
Попробуем найти ответы на вопросы: ПОЧЕМУ важно, знать критерии оценивания? КАК осуществляется оценивание и на что оно влияет?
Думаю, вы со мной согласитесь, что необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ребёнок теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестает учиться. Объективные оценки не вызывают стресс.
В последние годы учёнными и педагогами ведётся поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты, способствовал бы повышению учебной мотивации и самостоятельности. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.
Безотметочное (формативное) оценивание введено нормативно в первом полугодии в 1 классе и вы уже с ним знакомы.
- Какая цель стоит перед формативным оцениванием?
- Какую помощь оказала обратная связь при формативном оценивании вам и вашему ребенку?
Часто мы, учителя, сталкиваемся с тем, что ученики, а зачастую, и родители недовольны полученной отметкой, считают её не совсем справедливой.
Чтобы внести ясность и прозрачность в процесс оценивания, позвольте представить вашему вниманию основные критерии оценивания знаний Чтобы лучше это понять, проведём небольшой эксперимент:
Сейчас вы в роли учеников начальных классов на уроке ИЗО. Цель урока: нарисовать дом. Приступайте к выполнению задания.
1.Оцените свою работу по десятибалльной системе (Самооценивание)
2.Передайте рисунок группе справа (Взаимооценивание)
3.Верните работы друг другу. Совпало ли ваше мнение с мнением других групп?
4.А сейчас сравним вашу работу с образцом и оценим её по заданным критериям.
Критерии оценивания:
1.Фундамент – 1 балл
2.Ступени –1 балл
3.Перила – 1балл
4. Дверь – 1 балл
5. Окно - 1 балл
6. Окно на чердаке – 1 балл
7. Водосточная труба – 1 балл
8. Труба на крыше дома – 1 балл
9.Трава возле дома – 1 балл
10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл
Максимальное количество баллов - 10
0-4 балла - «2»
5-6 баллов - «3»
7-8 баллов - «4»
9 – 10 баллов - «5»
- Удалось ли набрать максимальное количество баллов? ПОЧЕМУ же результат не соответствует поставленной цели? (Не знали критерии, по которым будет оцениваться работа).
Раздать памятку для родителей "Как относиться к отметкам ребёнка?"
Притча «Трещина в кувшине»
Жила-была пожилая китайская женщина, у нее было два больших кувшина. Они свешивались по сторонам коромысла на ее плечах. У одного из них была трещина, в то время, как второй был безупречным и вмещал полную порцию воды.
В конце длинного пути от реки к дому женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. В течение двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды.
Безупречно целый кувшин был бесконечно горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может выполнять свою работу только наполовину. Спустя два года, которые, казалось, убедили его в собственной никчемности, кувшин обратился к старой женщине:
- Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу до твоего дома течет вода.
Старая женщина усмехнулась: - Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина – нет? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоем недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идем домой.
Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими свой стол. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы, и она не оказывала бы честь нашему дому.
У каждого из нас есть свои особенности и трещинки, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.
Сегодня мы вместе попробовали найти ответы на вопросы: ПОЧЕМУ важно знать критерии оценивания? КАК осуществляется оценивание и на что оно влияет?
Акцентируйте своё внимание на успехах ребёнка, отмечая зоны роста, выделяя то, чему еще предстоит научиться - все это делает процесс гуманным и направленным на развитие ученика, способного контролировать себя и отвечать за свои результаты.
Рефлексия
Для меня очень важно узнать ваше мнение о нашей встрече, предлагаю вам заполнить анкету.
(Слайд 17)
1. Ваше мнение о проведенной встрече?
а) бесполезная б) едва ли полезная в) полезная г) очень полезная
2.Ваше мнение о предоставленной информации по теме родительского собрания?
а) бесполезная б) едва ли полезная в) полезная г) очень полезная
3.Как вы оцениваете групповую и другие формы работы, во время которых вы могли задавать вопросы, обмениваться мнениями и идеями с другими родителями?
а) бесполезная б) едва ли полезная в) полезная г) очень полезная
4. Как вы думаете, благодаря этой встрече удалось ли вам понять систему оценивания и нормы выставления отметки?
а) нет б) едва ли в) да